Создание и продвижение сайтов - Ником

15 тезисов о юзабилити тестировании веб-сайтов

юзабилити тестированиеЭффективная разработка веб-сайтов (включая дизайн, эстетику, навигацию по сайту и его содержание) предполагает получение обратной связи от пользователей. Обратную связь можно организовать различными способами и на разных этапах жизни веб-сайта. Однако получение обратной связи нельзя рассматривать как универсальное средство для улучшения его эффективности. Только юзабилити тестирование с реальными пользователями может показать, отвечает ли сайт поставленным целям.

  1. В идеале для развития веб-сайта в бюджете разработки должны быть заложены средства на юзабилити тестирование. Однако в реальности бюджеты, выделяемые на разработку и развитие сайтов, довольно сильно различаются, и некоторые небольшие сайты, управляемые одним человеком или небольшой группой людей, не могут себе позволить провести такое тестирование.

  2. Неважно, насколько мал бюджет, выделенный на юзабилити тестирование. Важно помнить, что группа участников тестирования должна соответствовать целевой аудитории веб-сайта, иначе исследование будет неэффективным.

  3. Юзабилити тестирование поможет ответить на следующие вопросы:

    • Понимают ли пользователи основное назначение сайта?

    • Могут ли пользователи найти на сайте нужную информацию и услуги?

    • Насколько простым они находят использование этих услуг?

    • Насколько простым является для них заполнение форм (регистрации, авторизации, подачи всевозможных запросов)?

    • Достигаются ли цели, которые определили владельцы сайта?

  4. Сайты можно исследовать и оценивать различными методами, разработанными экспертами по юзабилити. Даже самое простое тестирование это лучше, чем отсутствие какого-либо тестирования вообще.

  5. В процессе юзабилити тестирования, перед пользователями должны быть поставлены реальные задачи. За действиями пользователей необходимо внимательно наблюдать, тщательно их документировать и анализировать.

  6. Пользователей для тестирования конечно можно набрать среди студентов или сотрудников компании. Однако нужно иметь в виду, что студенты могут быть не репрезентативной группой для пользовательской аудитории сайта, а коллеги могут слишком хорошо знать структуру и терминологию, используемую в бизнесе компании. Пользователи также не должны быть слишком хорошо знакомы с разработкой сайтов, поскольку такие пользователи быстрее обычных могут разобраться с устройством сайта, и тем самым могут создать иллюзию, что сайт понятен для целевых пользователей.

  7. Некоторые компании, работающие в области Интернет технологий, предлагают привлекать членов семей сотрудников, чтобы максимально приблизить группу пользователей для тестирования к целевой аудитории. Однако следует учитывать, что поскольку с результатами тестов представляют интерес большому кругу заинтересованных людей, может возникнуть проблемы с обнародованием результатов, полученных с привлечением членов семей и родственников.

  8. Наблюдение за пользователями при тестировании даст больше детальной информации, чем просто ответы на вопросы при анкетировании. Если наблюдение проведено тщательно и правильно, то его результаты выявят большинство проблем сайта.

  9. Юзабилити тестирование с привлечением реальных пользователей может обнаружить, что некоторые части сайта пользователи находят сложными и непонятными. Якоб Нильсен предлагает оценить проблемы юзабилити сайта исходя из трех факторов:

    • Насколько часто возникает эта проблема у разных пользователей?

    • Влияние проблемы, если она возникает: сложна или проста она для пользователя?

    • Насколько часто возникает данная проблема у одного и того же пользователя: пользователь учится с первого раза решать эту проблему или она возникает всякий раз, когда он попадает в ту же ситуацию?

  10. В ходе юзабилити тестирования обращайте внимание на то, что делает пользователь, а не на то, что он говорит. Обычно имеется существенная разница между тем, что пользователь говорит, «что он хочет», и тем, что в действительности будет использовать. Единственный способ отличить одно от другого – тщательное юзабилити тестирование.

  11. Некоторые предпочитают проводить тестирование вместе с пользователем, который выполняет поставленные ему задачи и проговаривает каждое свое действие. «Мышление вслух» помогает понять причину возникновения проблемы при использовании сайта, и выработать решение по её устранению, но при использовании этого метода становится невозможным оценить реальное время выполнения задания, т.к. необходимость говорить значительно увеличивает время выполнения.

  12. В ходе тестирования необходимо сообщить пользователям и убедиться в том, что они это четко понимают, что тестируются возможности сайта, а не их способности. Пользователи должны понимать, что тестирование проводится с целью выяснить, насколько легко они могут выполнять те или иные задачи – поэтому не всегда их просьбы о помощи будут выполнены. Перед проведением юзабилити тестирования нужно позаботиться о договоре неразглашения информации для защиты своей работы, а также, чтобы испытуемые понимали, как именно будет использоваться и защищаться их персональная информация, полученная в ходе тестирования.

  13. Оптимальным количеством для тестирования является 6-9 пользователей в каждой группе. Если пользователей больше чем 9, то срабатывает закон убывающей приростной отдачи, то есть, затрачиваемые усилия не будут оправдываться повышением точности результатов.

  14. Если проводится тестирование с привлечением детей, то будет лучше, если при этом будет присутствовать один из родителей ребенка или его опекун. Это избавит от возможных претензий с их стороны.

  15. Оплата времени пользователей, которое они тратят на тестирование, является обычной практикой. Размер оплаты зависит от типа пользователя (например, студент или адвокат) и бюджета проекта. Дешевой альтернативой оплаты может быть привлечение родственников сотрудников, которые не вовлечены в разработку сайта.

Источник: habrahabr.ru